Он и Она

Психологические корни эротического искусства

Художественные эскапады рубежа столетий вконец раскрепостили общественное сознание. В 1905 г. в Берлине Эдуард Гризебах выпускает каталог мировой эротической литературы, содержащий несколько сотен названий и свидетельствующий о ее существовании у всех народов и во всех культурах.

Концентрация эротического была заметна и в традиционных вилах искусств: в феерических полотнах Тулуз-Лотрека, в скандально встреченном «Завтраке на траве» Э. Мане. по-своему осуществилась в портретах Ренуара, Матисса, Модильяни. Обнаженная натура в произведениях Л. Бакста, К. Сомова, С. Судейкина, М. Кузьмина, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, хореографическом творчестве В. Нижинского, М. Фокина окутана негой влечения, сливающейся с порядком всей природы. Не находится, пожалуй, ни одной сферы в искусстве, не затронутой этим дурманящим благоуханием чувственности. Словом, «пол в нас дрожит, колеблется, вибрирует, лучится», как писал влиятельный и самобытный В. В. Розанов. Он же развивает идею об относительности «нормальных» и «ненормальных» половых установок, о безошибочном чутье эротического как естественного ориентира: «…между тем пол – именно океан: и в нем не зародится водоворот там, где ему не указано быть» [9].

В начале века, пожалуй, уже во всем объеме сформировался тот круг сексуально-эротических тем, их аспектов и проблем, с которыми мы имеем дело и в наши дни. Происходит сдвиг в самом жизненном укладе: из жизни городов напрочь вымываются языческие обряды и обычаи, связанные с сезонностью, крестьянским бытом, и тем самым освобождается пространство, быстро заполнившееся тем, что получило название «массовая культура».

Эротическая тема в искусстве приобретает новое измерение: эмансипируется женская чувственность, определившая во многом новую Трактовку интимных отношении. Не надо забывать, что при всей своей раскрепощенности художественные образы чувственности XIX в. все же сохраняли одну особенность: эротическим воображением всецело управлял мужчина. Мы не найдем ни одного произведения прошлого столетия, которое было бы создано на основе потребностей в эротике самих женщин (Реабилитация в XX в. женской точки зрения на эротику находит подтверждение и в таком факте, как появление в 1978 г. фундаментального исследования о художественных типах мужской наготы, созданного женщиной (см. [22])). Изобразительные, литературные произведения и возникшие в последней трети XIX в., порнографическое фото – все это ориентировалось только на вкус мужчин. Отсутствие женской точки зрения в эротике прошлого века стало быстро компенсироваться в начале XX столетия, опровергая точку зрения исследователя, предсказавшего скорое нисхождение эротической литературы как «преходящего поветрия» [8].


Понравился этот пост? Подпишитесь на обновления моего блога по RSS Art-SexRSS или RSS Art-SexEmail!

Еще интересно почитать:

Пещерный секс

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Метки:

Комментировать